Огородные и кулинарные пристрастия моих сардских родственников

Меня часто спрашивают, что же едят и готовят на Сардинии, какие овощи и фрукты выращивают в этих краях и какие блюда украинской и русской кухни нравятся сардам. Поэтому я и решила написать об этом в моем блоге. Все, о чем я здесь расскажу, не относится ко всем жителям Сардинии, а только к  моему мужу и его семье, которые чаще и становятся "жертвами" моих кулинарных экспериментов :) 
Итак, начнем с сада-огорода. У моих свекров есть небольшой огород и сад, как и у многих в нашей деревне. Сажают здесь много того, что и у нас в Украине - картофель, морковь, лук, чеснок, петрушку, капусту...


Вот она - картошечка. Кстати, едят ее здесь ничуть не меньше, чем на рiднiй Украине :) И я была удивлена, узнав, что картофель, выращенный на Сардинии, считается одним из самых вкусных в Италии. Это чистая правда. Картофель здесь очень вкусный!


В семье моего мужа любят простейший салат из картофеля (отварить картофель "в мундире", очистить, заправить оливковым маслом и по желанию бальзамическим или винным уксусом). Пюре свекровь делает очень редко, причем тоже из сваренного "в мундирах" картофеля. Из повседневных блюд еще могу назвать "стуфато" (stufato) - тушенный картофель (чаще всего с овощами, без мяса), запеченный картофель и фри. Вот, пожалуй, и все, что моя свекровь готовит из картофеля. Деруны, картофельная запеканка, вареники с картофелем - все это для них новое. Кстати, деруны мой муж обожает :)


Капуста... Свекры выращивают сорт "cappucio". Я эту капусту и мариновала, и квасила - получается сочно и очень вкусно! Маринованная капуста понравилась брату моего мужа, а квашенная - мужу.
Интересно, что здесь выращивают несколько урожаев капусты - летом, осенью и даже зимой. Причем позднюю капусту в конце осени оставляют на грядке. Представляете, выходите вы в декабре-январе на огород и срезаете качанчик капусты :)))




Есть одно блюдо моей свекрови (традиционное для Гавои), которое сначала у меня не вызвало особого восторга. Называется "брокулос" (сард. broculos).


Казалось бы, это так банально - картофель и капуста, тушенные со свининой. Но сейчас, распробовав это блюдо, я уже сама прошу свекровь его приготовить и первым делом съедаю всю капусту :))) Для "брокулос" лучше всего использовать еще зеленые листья капусты.


Я заметила, что капусту здесь, как и картофель, незаслуженно забывают, т.е. блюд с ней готовят не так уж и много. Чаще из свежей капусты моя свекровь делает очень простой салат - шинкует и заправляет оливковым маслом и винным уксусом по желанию. В "брокулос" ее использует, очень редко тушит, вот, пожалуй, и все.

Пока не забыла, скажу здесь отдельно о салатах. В понимании сардов салат (insalata) - это овощи, заправленные оливковым маслом и по желанию винным и бальзамическим уксусом. Причем в семье моего мужа обычно это однокомпонентный салат. Капуста, листья салата, помидоры - все это делают отдельно. Смешивать, например, листья салата с помидорами, добавляя туда еще оливки, начала я :)


Майонезных салатов здесь никто не делает, а многие даже и не знают о таких салатах. И для них это не салат, а целое блюдо. Повсеместно здесь известен только один майонезный салат "insalata russa" - так они называют наш оливье. Но дома его никто не делает, покупают готовым в супермаркете. И вряд ли они смогут съесть целый тазик оливье, как могу это сделать я :)))
Я и сама сейчас стала очень редко делать сложные салаты с майонезом. Не потому что это мегавредно, совсем нет. Мне кажется, со временем у меня изменились вкусы и мне чаще хочется съесть легкий салат с заправкой из оливкового масла, чем с майонезом. Но когда очень-очень хочется, тогда я, не раздумывая, крышу себе тазик оливье, из которого пару ложек достается членам моей семьи :))) И не только оливье (колбасы вареной здесь нет, вместо нее я использую мясо или ветчину), иногда делаю салат с крабовыми палочками и мимозу. Вот эти три маЯнезных салатика муж мой ест с удовольствием.

Вернемся к нашим баранам... к овощам...
Баклажаны... без них нельзя представить итальянскую кухню, и в частности кухню Сардинии. Я их очень люблю, поэтому часто готовлю. Вот некоторые рецепты: баклажаны фаршированные мясом, открытый пирог с баклажанами и рикоттой, пеннетте с баклажанами и помидорами, баклажаны с маринованным луком "под грибы" и т.д.
Моя свекровь делает "фрителле ди меланзане" - что-то типа оладий, только жаренных во фритюре, просто обжаривает кружки баклажанов во фритюре, делает из них потрясающе вкусный тимбалло, "стуфато" (рагу), консервирует их в масле.


Помидоры (пока еще зеленые)



Вы представляете, пересмотрела все свои фото, оказывается у меня нет ни одной фотографии спелых помидоров! Ужас какой то! А был такой хороший урожай этим летом... И большие мясистые, и маленькие черри, и сливовидные... Я все лето консервировала помидоры более чем по 10! рецептам :) В собственном соку, с яблочным уксусомс виноградом, с сельдереем, а еще делала из них аджику и итальянскую пассатуСейчас, открывая каждую баночку, радуюсь, когда они оказываются вкусными. Но самые вкусные, прямо нельзя оторваться, оказались помидоры по рецепту моей подруги Иры.

Теперь немного об овощах, которые я впервые попробовала на Сардинии.
Итак, стеблевой сельдерей


Помню, как попробовала его впервые :))) Он мне совсем не понравился, особенно запах. А сейчас - это один из моих любимых овощей. Обожаю есть его просто так или делаю салат с сельдереем и яблоком. Несколько раз пробовала салат с сельдереем и отварной курицей, но просто овощной мне нравится больше.
Свекровь иногда добавляет сельдерей в соус из помидоров для пасты, также кладет его в минестроне (итальянский очень густой овощной суп с фасолью и макаронами).

Мои свекры все лето, осень и первые месяцы зимы выращивают листовой и качанный салат, чаще всего "латуга романа" (latuga Romana). Из него опять же делают очень простой салат - листья салата крупно нарезают и заправляют оливковым маслом (по желанию винным или бальзамическим уксусом).


Салат радиккио (радиччио) - салат семейства цикориевых, имеет горьковатый привкус, поэтому он на любителя. Моему мужу радиккио совсем не нравится, а свекр очень любит. Самый простой салат из него - порвать листья радиккио, заправить оливковым маслом и винным уксусом. Мне нравится салат из радиккио с яблоками. Брат моего мужа готовит с радиккио очень вкусное ризотто.
Вот он, еще молодой...


и созревший, в виде качанчика



Еще один овощ, с которым я познакомилась на Сардинии - это фенхель. Сейчас я готова петь оду этому овощу, а раньше даже его запах мне не нравился. Дело в том, что фенхель имеет насыщенный анисовый аромат и вкус, поэтому он нравится далеко не всем. 
Чаще всего мои сарды едят его сырым или полив немного оливковым маслом. А себе я делаю салат с фенхелем и яблоком. Очень рекомендую этот овощ тем, кто следит за своим здоровьем, а еще тем, кто хочет похудеть.





Нельзя представить сардскую кухню без цуккини. Их тушат и делают fritelle (оладьи). А также, что стало для меня новостью, готовят и цветки цуккини :)



А это мой вклад в огородничество :)
Укроп. Ни мой муж, ни члены его семьи раньше его никогда не пробовали. И он им не очень понравился. Сею для себя :)
Кстати, он не всегда всходит и не всегда имеет аромат. Не знаю, причина ли в семенах или в здешней земле.



Маленькие огурцы. Мои свекры были удивлены, что можно срывать и есть маленькие огурчики. Они сеяли до этого огурцы, но сорт был такой, который маленьким не срывают, а ждут когда он в длину достигнет сантиметров 20.




А это моя первая попытка вырастить на Сардинию свеклу. Тоже для моих сардских родственников новый овощ, который они до этого никогда не пробовали.
Садила я свеклу два года подряд. Первый год удалось получить небольшой урожай, во второй что то не заладилось.


Кроме огорода у свекров есть свой сад, о котором я как-нибудь расскажу в другой раз.

Комментарии

  1. Какое у вас уже все большое, а я все еще продолжаю высаживать , и помидоры у меня еще маленькие.
    Все на зиму эмигрирую в Италию, а летом назад домой.:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, это фото с прошлого лета :))) Мои тоже продолжают высаживать, вчера только свекровь рассадила помидоры :)))
      А на зиму...приезжай :)))

      Удалить
  2. А я решила, что уже все так выросло.:)))

    ОтветитьУдалить
  3. Ир, у нас сейчас такая холодина, ты даже представить не можешь :))) В Украине +28, а у нас днем максимально +16, а ночью +7. Ужас, а не погода :)))

    ОтветитьУдалить
  4. Приезжай к нам в гости. У нас + 33 и ни одного дождя уже 1.5 месяца. Жара !!!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Французский молодой незрелый сыр fromage frais (или поиски творога во Франции)